«Наука — это в первую очередь трудолюбие и усердность, а потом уже все остальное»
  • Марина Сергеевна Черняева
    главный внештатный специалист — гериатр ЮВАО города Москвы, врач-терапевт высшей квалификационной категории Госпиталя для ветеранов войн № 2 Департамента здравоохранения города Москвы, кандидат медицинских наук.


  • Анастасия Евгеньевна Воробьева
    клинический ординатор (специальность «терапия») Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России.

Исследование Анастасии Воробьевой посвящено показателям гериатрической оценки и оценки когнитивных функций у людей старше 80 лет, имеющих фибрилляцию предсердий. Идея научной работы принадлежит наставнице молодого ученого Марине Сергеевне Черняевой. Во время работы более опытная коллега не только помогала ставить и решать научные задачи, но и давала важные жизненные советы своей подопечной. С полной версией интервью можно ознакомиться по ссылке.

  • - С чего началось Ваше увлечение наукой ?
    - Увлечение наукой началось с интереса к генетике, я слышала с детства от дедушки, что нужно смотреть генофонд, но понятия не имела, что это такое. Когда я окончила медицинский вуз и ординатуру в небольшом сибирском городке, сразу пошла работать на кафедру медицинской генетики, чтобы наконец-то разобраться в генах. Был первый год, как она организовалась. Кафедрой руководила молодая, красивая, умная и очень трудолюбивая женщина — профессор Наталья Алексеевна Шнайдер. Я смотрела на нее, и мне хотелось быть такой же. Вскоре под ее руководством и при моем непосредственном участии на кафедре медицинской генетики была организована собственная лаборатория, где я проводила ПЦР в режиме реального времени. Тогда, в 2008 году, областью моих научных интересов стала фармакогенетика, этим направлением я занимаюсь и по сей день.
  • - С какими трудностями Вы столкнулись в начале научного пути?
    - Не могу сказать, что были какие-то трудности, скорее задачи, которые требовалось решать, и цель, которую следовало достигать. Как известно, «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «терпение и труд все перетрут», поэтому только трудолюбие поможет справиться со всеми проблемами и, быть может, даже их не заметить.
  • - Как понять, что ты выбрал правильный путь в науке?
    - Еще Конфуций сказал: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Наука стала моим хобби, потому я не помню трудностей, вспоминаю лишь радость от успеха и гордость за достижения. Пожалуй, если именно такие чувства и эмоции человек испытывает, можно понять, что он выбрал правильный путь.
  • - Нравится ли Вам наблюдать за успехом своих подопечных?
    - Свой успех — радость и гордость, а успех учеников — двойная или даже десятикратная радость и гордость. Это невозможно описать, стоит прочувствовать один раз. Учитель продолжается и в своем ученике. Когда я училась в мединституте, мне не всегда нравилось, как нам преподают. Я хотела, окончив вуз, пойти преподавать так, «чтобы было понятно», в итоге это я и сделала. Медицина учит помогать людям. Когда подходят студенты, ординаторы или молодые ученые и просят их научить, я просто не могу отказать, тем более я давала клятву врача.
  • - Бывали ли случаи, когда подопечные становились Вашими близкими друзьями?
    - Я не помню ни одного своего ученика, который не остался бы мне другом.
  • - Каким видите научное развитие нашей страны через десять лет?
    -Мне кажется, что через десять лет мы увидим много интересного, ведь с каждым годом наука развивается все быстрее и быстрее. Я вижу, что все больше молодых специалистов хотят заниматься наукой, в то же время все больше финансирования поступает в академическую сферу, а возможности искусственного интеллекта позволяют упростить рутинные обработки данных и ускорить процессы сбора информации.
  • - Расскажите о Вашем проекте? Чем он полезен?
    - В нашей научной работе самым важным и трудоемким является опрос, куда входят комплексная гериатрическая оценка и оценка когнитивных функций у людей старше 80 лет, имеющих фибрилляцию предсердий. В этом исследовании будет оцениваться много показателей, но один из главных — наличие кровотечений на фоне антикоагулянтов. Идея принадлежит моей наставнице М.С. Черняевой.
  • - В чем заключалась помощь наставника во время работы?
    - Во время работы над этим исследованием Марина Сергеевна очень четко и понятно ставила ближайшие задачи и способы их реализации. Шаг за шагом мы идем к нашей конечной цели. Мы всегда на связи.
  • - Какие советы помогли Вам по-другому взглянуть на науку?
    - Вспоминается один совет Марины Сергеевны, который в корне поменял мое отношение к науке. Он звучит примерно так: «Наука — это в первую очередь трудолюбие и усердность, а потом уже все остальное».
  • - Если уйти от темы науки, чему Вас еще обучил наставник?
    - Конечно, кроме науки, были разговоры о жизни, о сложном пути врача, о том, как правильно общаться, каких лучше выбирать друзей. Очень полезному навыку обучила меня Марина Сергеевна, как я позже поняла: расширять свой круг общения. Никогда не знаешь, какой совет тебе может понадобиться в будущем.
  • - Какие у Вас планы на будущее?
    - В будущем планирую продолжать заниматься наукой, ведь это сильно отвлекает от рутинных будней медика и вдохновляет на что-то большее.