«У нас огромное количество возможностей»
  • Вера Николаевна Ларина
    заведующая кафедрой поликлинической терапии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, член президиума Российского научного медицинского общества терапевтов.


  • Екатерина Андреевна Стоделова
    аспирант РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, ассистент кафедры поликлинической терапии лечебного факультета Университета, руководитель Центра дополнительного и надпрофессионального образования.

Исследование Екатерины Стоделовой имеет важное значение не только для медицины, но и для будущего нашей страны. Оно посвящено постковидному синдрому у лиц молодого возраста. За время совместной работы наставник Вера Николаевна Ларина не только дала необходимые профессиональные советы, в том числе в выборе темы, но и стала для девушки настоящим примером.

  • С чего началось Ваше увлечение наукой?
    — Для меня увлечение наукой стало естественным продолжением обучения во Втором меде. По окончании Российского государственного медицинского университета и сразу же при поступлении в ординатуру началась моя деятельность исследователя. К завершению первого года обучения были опубликованы первые тезисы, посвященные проблеме хронической сердечной недостаточности, которой я продолжаю заниматься в настоящее время.
  • С какими трудностями Вы столкнулись в начале научного пути?
    — Их было несколько:
    • умение эффективно использовать время для достижения поставленных целей и максимально углубленного изучения вопросов, которыми я занималась;
    • статистическая обработка данных;
    • корректное обобщение полученных результатов и умение кратко представить основные моменты исследования;
    • системный подход к пациенту;
    • необходимость интенсивного изучения английского языка, так как в школе и в Университете я изучала французский.
  • - Как понять, что ты выбрал правильный путь в науке?

    - Если рабочий процесс приносит Вам радость, Вы с интересом следите за достижениями в изучаемом направлении, каждый день с удовольствием идете на работу, достигаете первых успехов и гордитесь ими, вероятно, Вы на правильном пути.
  • - На Ваш взгляд, стала ли за последнее время научная деятельность более востребована у молодежи?
    - Молодежь, с которой я работаю, стремится к научной деятельности, качественно работает со специализированной научной литературой, клиническим материалом, владеет современными методами статистического анализа, достойно представляет результаты исследований на конференциях и постоянно расширяет свой кругозор, не только в области медицины. Мы всегда контактируем и обмениваемся знаниями.
  • - Нравится ли Вам наблюдать за успехом своих подопечных?
    ,
    Безусловно, я горжусь достижениями молодых коллег, и это приносит мне максимальное удовлетворение.
  • - Бывали ли случаи, когда подопечные становились Вашими близкими друзьями?
    Мои подопечные становятся коллегами, и мы продолжаем совместную работу.
  • - С чего началось Ваше увлечение наукой?
    - Наверное, со студенческого времени, когда я стала заниматься разными научными исследованиями в рамках студенческого научного кружка — как самостоятельно, так и совместно со своей мамой. Я начинала со статистических, социологических исследовательских работ, касающихся анкетирования пациентов и больных. Дальше, уже во время обучения в аспирантуре, переключилась на исследования, связанные с клиникой.
  • - Расскажите о Вашей научной деятельности.
    - Я учусь в аспирантуре по специальности «клиническая медицина, внутренние болезни». Моя научная деятельность и тема моей диссертации связаны с изучением течения постковидного синдрома у лиц молодого возраста. Иначе говоря, это исследование того, как развивается состояние после перенесенного коронавируса, какие механизмы в организме связаны с данным процессом. Именно такие пациенты вносят наибольший вклад в развитие экономики нашей страны и при этом очень часто имеют какие-то симптомы и жалобы, даже если они выздоровели после острой коронавирусной инфекции.
    Наша работа строится на кафедре поликлинической терапии. Но есть экспериментальная и лабораторная часть, которая осуществляется при взаимодействии с кафедрой патофизиологии и клинической патофизиологии лечебного факультета. И именно там ставится эксперимент, связанный с образованием такой интересной структуры, как нейтрофильные экстраклеточные ловушки. Она как раз сопутствует течению данного процесса у пациентов. Мы исследуем ее вместе с коллегами и, соответственно, находим ее у всех таких пациентов.
  • - Как Вы познакомились с Вашим наставником?

    - С Верой Николаевной мы познакомились во время моего обучения в ординатуре. Я окончила ее по специальности «общая врачебная практика». Решила, что хочу продолжить обучение на кафедре и заняться научными исследованиями в рамках данной темы.
  • - Насколько сильно наставник повлиял на выбор научного направления?
    - Выбирая кафедру, я понимала, что хочу работать с Верой Николаевной. Обычно в рамках работ, направлений исследований это два варианта: кардиология либо внутренние болезни. Меня интересуют именно последние. Учитывая актуальность темы коронавирусной инфекции, притом что я сама дважды проработала в стационаре и в поликлиническом звене с такими больными, данная тема показалась мне очень интересной и актуальной. По совету Веры Николаевны я выбрала именно такое направление в своем исследовании.
  • - Какие советы наставника помогли Вам по-другому взглянуть на науку?
    - Их очень много. Первое время, несмотря на то что у меня был опыт научных и исследовательских работ, я не совсем понимала, как правильно строится само исследование, какие должны быть этапы, как происходит подсчет статистических данных, как верно распределить акценты и работать с материалами. С Верой Николаевной мы шаг за шагом двигались от первой части. Сначала нужно было изучить литературу, потому что в Университете знания не систематизировались, просто предлагалась какая-то тема, и ее исполнители выполняли действия, а потом представляли результат на конференции. Здесь я поняла как именно планировать исследования от самой идеи, гипотезы и задумки. Как это правильно строится, в какой последовательности. Дальше научилась работать со своими данными. Вера Николаевна показала, как правильно их обрабатывать, какие должны быть таблицы, способы хранения и фиксации, какие методы используются, как следует пользоваться статистическими программами. До сих пор, когда у меня все еще возникают сложности со статистическими величинами, мы обсуждаем и разбираем их.
    И конечно, я научилась правильному распределению времени исследования. До сих пор помню, что Вера Николаевна сказала: «Надо забирать сразу, на первом году обучения». Я сейчас поняла, почему это нужно было делать сразу, ведь есть возможность уже ко второму году, имея материал, заниматься просто написанием статей, участиями в конференциях, работой над текстом диссертации. Научилась и правильному распределению времени в рамках обучения в аспирантуре. Это позволило своевременно выполнять все, что нужно, и сейчас уже работать непосредственно над статьями, финализацией всех выводов и так далее.

  • - Если уйти от темы науки, чему еще Вас обучил наставник?
    -Конечно же, тому, как Вера Николаевна общается и взаимодействует с людьми — и с пациентами, и с коллегами: как четко и структурированно все происходит. Я сама очень четкий человек, на работе в Университете стремлюсь, чтобы мы следовали плану, всегда понятно, что и как мы будем делать, кто за это отвечает, что происходит на том или ином этапе. Я все время смотрю, как Вера Николаевна руководит таким большим коллективом по разным направлениям, и думаю: «Вот это для меня образец руководителя, того, кто правильно распределять огромное количество работы, которая есть на кафедре (методическая, обучение студентов, занятия в рамках научной деятельности)». Конечно, я всегда оцениваю, хватает ли энтузиазма и сил на то, чтобы всем этим заниматься.
    У нашей кафедры есть и конференции, и внеучебные мероприятия, и постоянная работа над учебниками, материалами, регулярная актуализация материалов для студентов, непрерывное предложение статей и материалов, чтобы мы профессионально росли и развивались. Я все время думаю: «Боже, где найти столько времени, чтобы все это прочитать и изучить?» А Вера Николаевна все просматривает для нас, отбирает. У нас огромное количество возможностей, мы просто сами уже как-то пытаемся их систематизировать для себя, на все не хватает времени. Никогда нельзя сказать, что мне что-то не дают делать, меня чему-то не учат, мне что-то не объясняют. Это вообще не так. Все строится максимально дружественно, приятно, профессионально. Хочется расти, работать и развиваться в этом.